( https:// )
Поделиться:
Главная
Богословие
Проповеди
Протоиерей Сергий Модестов

Преукрашенная Божественною славою, священная и славная, Дево, память Твоя все собра ко веселию верныя, начинающей Мариам с лики и тимпаны. Твоему поющия Единородному: славно яко прославися.

Песнь канона на Успение

Слава Богоматери в блаженном Ее Успении — Памятование смертного часа и приготовление к нему.

Пресвятая Дева Богородица, Пренепорочная Матерь воплотившегося от Нее Сына Божия, пришедшего на землю в образе раба (Флп 2:7), уничиженного и пострадавшего спасения нашего ради, испытывала одинаковую участь с Сыном Своим в течение всей Своей земной жизни. С юных лет Она терпела с Ним крайнюю бедность; и в доме Иосифа древодела и впоследствии, во все время общественного служения Спасителя.

Богоматерь не могла не испытывать многообразных скорбей, видя и слыша, как неверующие и озлобленные иудеи неоднократно злоумышляли на жизнь ненавистного им обличителя их лжеверия и пороков. В последние же дни жизни Спасителя Она вполне испытала предреченную Ей Симеоном Богоприимцем великую скорбь сердечную (Лк 2: 35). С сердцем сокрушенным и как бы мечом пронзенным скорбящая Матерь сострадала страждущему Сыну Своему, с Ним Она поистине сраспиналась и спогребалась.

Но среди видимого уничижения и жизненного озлобления Богоматерь внутри Себя, в красоте и величии Своих душевных качеств, хранила такое Богоподобное достоинство, что не преставала никогда быть Преблагословенной в женах и препрославленной пред Богом. По пророческому вещанию псалмопевца, вся слава Богоматери внутри Ее (Пс 44: 14). При всем Ее горестном и уничиженном положении как драгоценные камни, сияли в Ней неизменно высочайшие добродетели Ее глубокого смирения и преданности воле Божией.

Знала Она Свое Божественное предназначение во всемирном деле искупления падшего человечества, предвидела ожидавшую Ее славу и ублажение от всех родов земных, но не превозносилась этим, а все слагала в смиренном сердце Своем (Лк 2: 19). По образу кроткого и незлобивого Христа, Сына Своего, Богоматерь переносила все свои жизненные озлобления с неизменною преданностью воле Божией, с чувством любви к врагам и словом всепрощения ненавидящим и обидящим.

Зато и утешена, и видимо препрославлена была Богоматерь в своем блаженном Успении, в честь которого мы совершаем ныне праздник. В святом Писании нет повествования об обстоятельствах кончины Божией Матери, но древнее предание сообщает нам, что эта кончина была торжественным явлением Ее славы. Чудесным образом на облаках апостолы из разных стран света собраны были к одру умирающей Богородицы и воздали Ей последнее целование.

В минуту разлучения души от тела Сам Господь в необычайном свете, озарившем храмину, где лежала Богоматерь, явился, чтобы принять Ее святейшую душу и вознести в небесные обители. Тело Богоматери апостолы возложили на украшенный одр и с пением надгробным торжественно отнесли в Гефсиманию, где и предали его честному погребению. Во время погребения облачный круг ограждал одр Богоматери от взора врагов, так что они не могли помешать апостолам воздать Ей последний долг.

Один из евреев, по попущению Божию, проник к одру Богоматери и хотел его ниспровергнуть, но его кощунственные руки, коснувшиеся тела Богоматери, были невидимой силой отсечены, и только по вере и раскаянию, молитвами апостолов, еврей получил исцеление.

На третий день после погребения Богородицы прибыл апостол Фома, не успевший прибыть ко дню погребения вместе с другими, и просил апостолов открыть гробницу Богоматери, чтобы облобызать живоносное тело Ее. Но когда открыли гроб, тела Богоматери в нем уже не обреталось, и апостолам в видении открыто было, что Пресвятая Дева вознесена на небо с пречистой плотью Своей.

Так претерпевшая в жизни Своей тяжкие скорби Благословенная Богородица препрославлена была Господом при отшествии от земли на небо. Подобно тому, как слава Христа Спасителя воссияла из гроба, и Боголепная слава Приснодевы так же проявилась по преставлении ее от земли.

Тело Ее, как одушевленный кивот святыни Божией, не подверглось тлению, но, победив естества уставы, осталось неразрушимым. Потому и смерть Богоматери называется Успением, то есть сном, ибо она как бы сном на малое время уснула и вскоре, воспрянувши и как сонное дремание от очей отрясши, узрела безсмертную жизнь и славу в свете лица Господня.

Да будет же всем нам Богородица источником утешения в непрестающем ходатайстве Ее. Богоматерь в Успении своем мира не оставила, но явилась пред лицом Божиим Ходатаицею за нас грешных. В любвеобильном материнском попечении и небесном предстательстве Богоматери мы имеем верный залог нашего спасения и оправдания пред Богом. Если бы Богоматерь не предстояла моляще, кто бы нас избавил от многомятежных преткновений и бедствий земного странствования? Кто бы нас сохранил свободными от пленения и томления в узах греховных, если бы Сама Матерь Божия не простирала руки Свои к извлечению нас из глубины зол и отчаяния?

В молитвах неусыпающая Богородица никогда не забывает верных чад Своих, христиан православных. Она разливает радость и утешение в многовоздыхающие души людей озлобленных, милости Божией и помощи требующих, — всем готова подать благовременную и благопотребную помощь. Посему-то святая Церковь чтит Богоматерь как великую утешительницу скорбящих, утолительницу печалей, взыскательницу погибших, подательницу нечаянной радости, споручницу грешных, умягчающую злые сердца людей, млекопитательницу младенцев, руководительницу юных, спасительный жезл старости.

Кто не испытал на себе всех сих благодеяний Богоматери! Поистине, достойно и праведно ублажать Присноблаженную и Пренепорочную Матерь Божию. Весь мир христианский преисполнен славой Ее чудес, явленных во благо и спасение земнородных. Нет ни одной области земной, где бы не хранилось воспоминание о многих Ее благодеяниях. В залоге Своей любви к миру и покровительства роду христианскому Богоматерь повсюду оставила Свои чудотворные иконы, пред которыми возносимая молитва верных не остается безплодной.

Благосердая и сострадательная к немощам человеческим, Божия Матерь принимает мольбы от всех нас, недостойных рабов Ее, и возносит их, яко кадильный фимиам, ко престолу Сына Своего, Господа нашего Иисуса Христа, пред Которым Она предстоит в молитвенном ходатайстве, спасая присно нас от всех лютых бед.

О приближении часа смертного, как свидетельствует древнейшее предание церковное, двукратно было предвозвещено Пресвятой Богородице: в первый раз за пятнадцать дней, а в другой — за три дня (Четьи-Минеи, 15 августа). В сии последние дни Она особенно усердно посещала гору Елеонскую, откуда Христос вознесся, и Гефсиманский сад, место моления Спасителя. Здесь-то Богоматерь, и прежде любившая услаждать душу Свою воспоминанием о Своем Сыне, теперь преимущественно восторгалась в молитве духом и сердечным желанием отрешиться от земных уз и предстать пред лицо Сына, сидящего одесную Отца. И вот во время такой молитвы, за три дня до успения Богоматери, предстал Ей Архангел Гавриил и благовествовал о скором переселении Ее в горнии обители. При сем небесный вестник вручил Ей цветущую ветвь райского дерева, в знамение того, что Ее исход из сей жизни будет торжеством над грозными уставами смертного естества и предобручением живота вечноблаженного.

Обрадованная желанной вестью о Своем часе смертном, Богоматерь начала делать предсмертные распоряжения о Своих земных делах и о Своем погребении. Немногие Свои вещи, большею частью относившиеся к Ее рукоделию, Она раздала вдовам и девицам, Ее посещавшим. И затем с молитвою и с трепетным желанием соединиться с Христом ждала приближения Своего часа смертного.

Какая мирная кончина! Кто из нас, не пожелал бы иметь предвозвещение о приближении часа смертного, чтобы последние минуты своей жизни употребить к надлежащему приготовлению, мирно отойти от мира сего и предстать пред лицо небесного Судии в готовности? Многие из святых были удостоены такой желанной вести, как это мы читаем в житиях их. Но и всем нам, грешным, милосердый Бог, не хотяй, да кто из нас погибнет, посылает вестников смерти чрез появляющиеся в нас болезни, от которых наша телесная храмина разрушается. Кто из земнородных не подвержен болезни?

Мы только мало обращаем внимания на признаки нашей болезненности и не хотим воспользоваться сим Божественным предостережением, чтобы принять своевременно меры к уврачеванию своих недугов телесных и особенно духовных, то есть грехов. В болезнях Сам Бог нас посещает и напоминает, чтобы мы вспомнили о своем часе смертном и были готовы к мирному исходу из сей жизни.

Посему не роптать, но благодарить Бога надлежит при болезнях и пользоваться временем болезненного состояния к благоугождению нашему пред Богом. Так, Пресвятая Богородица последние предсмертные дни употребила на молитвенное приготовление к Своему исходу, и нам надлежит, как только придет болезнь — вестник смерти, усилить нашу молитву и прежде всего позаботиться об уврачевании души нашей исповеданием наших грехов и приобщением святых Христовых тайн.

Предвозвещенная о Своей кончине, Богоматерь не оставила сделать распоряжение о Своих земных делах. Надлежит об этом позаботиться и каждому христианину, чтобы таким образом успокоить себя пред смертью и не оставить после себя никаких недоумений относительно наших житейских обстоятельств и земного достояния нашего — недоумений, могущих вести к раздорам и тяжбам между кровными родными. Не прискорбно ли видеть, как часто бывает, что вокруг неостывшего еще тела умершего возгораются ссоры об его имуществе, и его имя влачится по судилищам, вместо того чтобы оно возносилось с верою и любовью пред престолом Божиим?

Неприятно это для живых, и тем более для души усопшего, по переселении в горний мир не лишенной возможности созерцать дела человеческие, должны быть особенно тяжелы злобные пререкания и тяжбы кровных ее о тленном достоянии, которое лучше всего должно быть отдано Богу чрез руки нищих, убогих и несчастных и послужить для души усопшего самым верным средством к умилостивлению Бога.

Наконец, уготовляясь к блаженному исходу из сей жизни, Богоматерь пожелала видеть святых апостолов, чтобы соутешиться с ними в молитвенном воспоминании о Своем божественном Сыне. Тем необходимее для христианина в ожидании часа смертного утешать себя церковной молитвой, чтением и слышанием Слова Божия и, наконец, соборным совершением таинства святого елеосвящения, при котором, кроме служителей алтаря Господня, могут быть все родные и близкие.

Не страшиться должно совершения сего таинства, как это часто бывает у нас, но непременно стараться сподобиться оного; ибо, при совершении сего таинства, силою общей молитвы дается душе нашей великая помощь к облегчению наших телесных страданий и к освобождению от тяготы греховной, мешающей душе благоуспешно совершить свой горний полет от земли к небу. В особенности в предсмертные минуты благотворно прочитывать молитвенный канон, положенный святой Церковью на исход души, исполненный умилительных воззваний к Пресвятой Богородице, да не отступит Она от нас в час последнего нашего дыхания, окаянные души наши соблюдающе, и темные зраки лукавых бесов отгоняюще. «Се время помощи, се время Богоматернего заступления от злых нападений воздушного князя, насильника, мучителя, страшных путей стоятеля» (Слова канона).

Протоиерей Сергий Модестов. День Успения Божией Матери. Духовная трапеза православного христианина. Годичный круг душеполезного чтения в дни воскресные и праздничные. Минск, 2006.

Добавить в блог

© «Пасха.ru». При полном или частичном использовании материалов ссылка на «Пасха.ru» обязательна.

Вопросы священнику | Обычаи | Богословие | Богослужение | Что подарить на Пасху? | Историческая страница | Литературная страница | Поздравительные открытки | Детская страничка | Фотоконкурс | Фотогалереи | Медиа | Глобус праздника | Источники | Викторина | Наши он-лайн проекты

© 2006—2013 Пасха.ру
Материалы сайта разрешены для детей, достигших возраста двенадцати лет Условия использования

Если вы обнаружили ошибку в тексте, сообщите нам об этом.
Выделите мышкой область текста и нажмите Ctrl+Enter.
Яндекс.Метрика